Меню Рубрики

туман что делает подобрать глаголы

Каким бывает туман:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова божеский (прилагательное):

Ассоциации к слову «туман&raquo

Синонимы к слову «туман&raquo

Предложения со словом «туман&raquo

  • По утрам и вечерам едкий густой туман плотной пеленой окутывал эти опасные земли и бездонные топи, заросшие осокой и низкорослым кустарником на мшистых болотных кочках.

Цитаты из русской классики со словом «туман»

  • Наступило утро. В то время, когда разгружали людей и тюки в Евпатории, Елена проснулась на верхней палубе от легкой сырости утреннего тумана. Море было спокойно и ласково. Сквозь туман розовело солнце. Наступило утро. В то время, когда разгружали людей и тюки в Евпатории, Елена проснулась на верхней палубе от легкой сырости утреннего тумана. Море было спокойно и ласково. Сквозь туман розовело солнце. Дальняя плоская черта берега чуть желтела впереди.

Значение слова «туман&raquo

ТУМА́Н 1 , -а (-у), м. 1. Скопление мелких водяных капелек или ледяных кристаллов в приземных слоях атмосферы, делающее воздух непрозрачным.

ТУМА́Н 2 и ТОМА́Н , -а, м. Иранская золотая монета, чеканившаяся с конца 18 в. и до начала 20 в. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «туман&raquo

ТУМА́Н 1 , -а (-у), м. 1. Скопление мелких водяных капелек или ледяных кристаллов в приземных слоях атмосферы, делающее воздух непрозрачным.

ТУМА́Н 2 и ТОМА́Н , -а, м. Иранская золотая монета, чеканившаяся с конца 18 в. и до начала 20 в.

Предложения со словом «туман&raquo

По утрам и вечерам едкий густой туман плотной пеленой окутывал эти опасные земли и бездонные топи, заросшие осокой и низкорослым кустарником на мшистых болотных кочках.

После возобновления наступления в 9.20, когда утренний туман рассеялся, танки понесли большие потери от артиллерийского огня.

Утренний туман рассеивается, и показываются полосы голубого неба, выметенного крепким ветром.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82/%D1%82%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD

ГРАМОТА.РУ

Сквозь туман

Сквозь туман

Марго » 02 фев 2012, 11:11

В одной проходной книжке увидела фразу: «Ко всему прочему, поднялся туман» (действие происходит на городской улице, хотя река где-то поблизости подразумевается). Начала размышлять, а какой глагол вообще подходит к туману? Что туман делает? Вроде бы корректно говорить » Над рекой поднялся туман». А как в городе? «Туман опустился на землю»? С другой стороны, мы ведь говорим «поднялся ветер», хотя никакого движения по направлению вверх (из словарного определения) тут тоже может не наблюдаться.

Так что у нас с туманом, уважаемые господа физики? И как это отражено в поэзии и в прозе, уважаемые господа лирики?

Хотела открыть тему в «Курилке», да наткнулась вот на это прекрасное стихотворение и решила предложить не только разобраться в физическом явлении как таковом, но и по возможности присовокупить литературные примеры (отрывки из прозы тоже приветствуются). Итак, поговорим о тумане?

***
Это было плаванье сквозь туман.
Я сидел в пустом корабельном баре,
пил свой кофе, листал роман;
было тихо, как на воздушном шаре,
и бутылок мерцал неподвижный ряд,
не привлекая взгляд.

Судно плыло в тумане. Туман был бел.
В свою очередь, бывшее также белым
судно (см. закон вытесненья тел)
в молоко угодившим казалось мелом,
и единственной черною вещью был
кофе, пока я пил.

Моря не было видно. В белесой мгле,
спеленавшей со всех нас сторон, абсурдным
было думать, что судно идет к земле —
если вообще это было судном,
а не сгустком тумана, как будто влил
кто в молоко белил.

Re: Сквозь туман

volopo » 02 фев 2012, 11:44

Re: Сквозь туман

Тигра » 02 фев 2012, 11:47

Раза два в жизни мне довелось видеть туман, из которого капало. Дождя не было, но в гуще тумана время от времени вода конденсировалась до размера капель. Очень необычное ощущение.
А на Аляске очень часто бывало непонятно, туман видим или облака. Сейчас найду картинку.

Re: Сквозь туман

Тигра » 02 фев 2012, 11:53

Re: Сквозь туман

volopo » 02 фев 2012, 11:54

Re: Сквозь туман

Тигра » 02 фев 2012, 11:58

Ну вот на фото. Сверху горы вроде как облака. Так ведь, вроде, привычно — считать, что сверху облака?

А что ниже, что почти на твоём уровне, на уровне моря?

Это я с бытовой точки зрения, не с научной метеорологической.

Re: Сквозь туман

Тигра » 02 фев 2012, 12:00

Это я знаю. Но мы их чувственно не воспринимаем как капли — маловаты для непосредственного восприятия. А тут они материализовывались на глазах и капали прямо из тумана.

Re: Сквозь туман

volopo » 02 фев 2012, 12:07

Re: Сквозь туман

adada » 02 фев 2012, 12:14

Иногда целесообразно прислушиваться и к мнению людей из прошлого, например, из 18 века.

    Не туман густой развивается ,
    Не с небес сошло черно облако —
    От земли восстал, как столетний дуб,
    Станом силен муж, взором Светов сын,
    Богатырский дух русских витязей,
    И дуброва вся поклонилася.

Николай Александрович Львов (1751—1803), сохранивший для потомков «развивающиеся туманы», считался одним из самых образованных людей своего времени, кумекал он, как мы видим, и в метеорологии!

Re: Сквозь туман

irida » 02 фев 2012, 12:25

А вот Александр Сергеевич туман здорово путал с облаками:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Или он видел Луну сквозь туман?

Re: Сквозь туман

maggie » 02 фев 2012, 12:29

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Раньше сквозь туман кремнистые пути (дороги) блестели. Теперь когда у нас туманы — не только дороги, ни зги вообще не видно. Смоги, наверное.

Re: Сквозь туман

irida » 02 фев 2012, 12:36

В тумане утреннем неверными шагами
Я шел к таинственным и чудным берегам.
Боролася заря с последними звездами,
Еще летали сны — и, схваченная снами,
Душа молилася неведомым богам.

В холодный белый день дорогой одинокой,
Как прежде, я иду в неведомой стране.
Рассеялся туман, и ясно видит око,
Как труден горный путь и как еще далёко,
Далёко всё, что грезилося мне.

И до полуночи неробкими шагами
Всё буду я идти к желанным берегам,
Туда, где на горе, под новыми звездами,
Весь пламенеющий победными огнями,
Меня дождется мой заветный храм.

Re: Сквозь туман

ne znatok » 02 фев 2012, 12:38

Ну, не он один с этой рифмой поигрался.

А как первый обман — да на заре туман.
А второй обман — закачался пьян.
А как третий обман — он ночи черней,
он ночи черней, он войны страшней.

Re: Сквозь туман

Тигра » 02 фев 2012, 12:49

Я тоже любил, и дыханье
Бессонницы раннею ранью
Из парка спускалось в овраг, и впотьмах
Выпархивало на архипелаг
Полян, утопавших в лохматом тумане,
В полыни и мяте и перепелах.
И тут тяжелел обожанья размах,
Хмелел, как крыло, обожженное дробью,
И бухался в воздух, и падал в ознобе,
И располагался росой на полях.

Re: Сквозь туман

irida » 02 фев 2012, 12:55

Нехитрая рифма тумана — румяна . О. Мандельштама. Но какая светлая!

Ты прошла сквозь облако тумана.
На ланитах нежные румяна.

Светит день холодный и недужный.
Я брожу свободный и ненужный.

Злая осень ворожит над нами,
Угрожает спелыми плодами,

Говорит вершинами с вершиной
И в глаза целует паутиной.

Как застыл тревожной жизни танец!
Как на всем играет твой румянец!

Как сквозит и в облаке тумана
Ярких дней сияющая рана!

Re: Сквозь туман

ne znatok » 02 фев 2012, 13:05

Re: Сквозь туман

maggie » 02 фев 2012, 13:11

Да, я тоже про карманы подумала. Навязываются, как и обманы.

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.

Наверное, романы с туманами тоже уже есть. Интересно,а с Оманом туман уже кто-нибудь рифмовал?

Re: Сквозь туман

Марго » 02 фев 2012, 13:17

.
Колыхается туман —
Как мечты моей обман,
Как минувшего роман.

Вы помните песню про славное море?
О, парус, летящий под гул баргузина!
. Осенние звезды стояли над логом,
осенним туманом клубилась низина.

Re: Сквозь туман

Хелена » 02 фев 2012, 13:21

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Re: Сквозь туман

adada » 02 фев 2012, 13:23

Но что же делал туман до 17 века и до Львова, если не «развивался»?
Оказывается: являлся!

Уже бо нощь приспѣ свѣтоноснаго праздника Рождества святыа Богородица. Осѣни же тогда удолжившися и деньми свѣтлыми еще сиающи, бысть же въ ту нощъ теплота велика и тихо велми, и мраци роснии явишася . Поистинѣ бо рече пророкъ: «Нощь не свѣтла невѣрным, а вѣрным просвѣщена».

Ибо уже ночь наступила светоносного праздника Рождества святой Богородицы. Осень тогда задержалась и днями светлыми еще радовала, была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо, и туманы от росы встали. Ибо истинно сказал пророк: «Ночь не светла для неверных, а для верных она просветленная».

+
«Туманы встали» выглядит осовремененным выражением, хотя и весьма точным. Во всяком случае, слова из замечательной песни Юрия Визбора «туман плывет над морем, в душе моей туман» мне всегда слышались как «туман встает над морем. «

Re: Сквозь туман

Loriel » 02 фев 2012, 13:26

Re: Сквозь туман

ne znatok » 02 фев 2012, 13:28

Исаковский рифмовал туманы с партизанами.

Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.

Re: Сквозь туман

maggie » 02 фев 2012, 13:29

О! ещё одна милая рифма могла бы быть — маман

Сказала мне вчера маман:
«На улице такой туман!
Ни зги не видно, всё — обман,
Ты не ходи гулять, Вован,
Возьми-ка лучше свой роман,
И ляг удобней на диван,
Я дам тебе воды стакан.»

Re: Сквозь туман

Марго » 02 фев 2012, 13:33

.
Сиреневый туман над нами проплывает .

Re: Сквозь туман

Хелена » 02 фев 2012, 13:40

А вот это — облако или туман? Тоже с бытовой точки зрения.

Re: Сквозь туман

Loriel » 02 фев 2012, 13:45

Re: Сквозь туман

Марго » 02 фев 2012, 13:48

Re: Сквозь туман

Loriel » 02 фев 2012, 13:49

Re: Сквозь туман

adada » 02 фев 2012, 13:50

Re: Сквозь туман

adada » 02 фев 2012, 13:57

Re: Сквозь туман

volopo » 02 фев 2012, 14:00

Re: Сквозь туман

Марго » 02 фев 2012, 14:02

Он не правильный, adada , он просто другой .

Нет, мне это исполнение не по душе (на всякий случай: об Акрадии Северном прочла).

Re: Сквозь туман

adada » 02 фев 2012, 14:09

В исполнении Аркадия Северного «Сиреневый туман» как раз тот . Другой — он у тех, у новых.

А вот здесь эта песня поется итальянцем. Правда, слова другие. 🙂

Re: Сквозь туман

ne znatok » 02 фев 2012, 14:23

Re: Сквозь туман

irida » 02 фев 2012, 15:46

Наверное, туман с барабаном никто ещё не рифмовал.

В лесу стоял густой туман.
Из лесу вышел басурман
И застучал в свой барабан.
Наверно, был паршивец пьян.

Re: Сквозь туман

volopo » 02 фев 2012, 15:48

Смыкайтесь же тесной стеною!
Кому ненавистен туман,
Тот солнце корявой рукою
Сорвет на златой барабан.

Re: Сквозь туман

irida » 02 фев 2012, 15:57

Re: Сквозь туман

Хелена » 02 фев 2012, 16:00

Re: Сквозь туман

Aleks » 02 фев 2012, 16:05

Re: Сквозь туман

maggie » 02 фев 2012, 16:18

По-моему, тут ещё туман с наганом не рифмовали, или пропустила случайно. А вот Э. Багрицкий рифмовал. В «Котрабандистах» (отрывок):

***
Вот так бы и мне
В налетающей тьме
Усы раздувать,
Развалясь на корме,
Да видеть звезду
Над бугшпритом склоненным,
Да голос ломать
Черноморским жаргоном,
Да слушать сквозь ветер,
Холодный и горький,
Мотора дозорного
Скороговорки!
Иль правильней, может,
Сжимая наган,
За вором следить,
Уходящим в туман.
Да ветер почуять,
Скользящий по жилам,
Вослед парусам,
Что летят по светилам.
И вдруг неожиданно
Встретить во тьме
Усатого грека
На черной корме.
***

Источник статьи: http://newforum.gramota.ru/viewtopic.php?p=141817

Значение слова «туман»

1. Скопление мелких водяных капелек или ледяных кристаллов в приземных слоях атмосферы, делающее воздух непрозрачным. На море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля. Лермонтов, Тамань. Туман теперь стал еще гуще, деревьев не было видно, идти пришлось как в молоке, только по хрусту гравия определяя дорогу. А. Н. Толстой, Сестры. || чего или какой. Непрозрачная пелена, облако из взвешенных в воздухе мелких твердых частиц (пыли, дыма, копоти и т. п.). За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса. Чехов, Горе. Крики людей и лязг лебедок разносились с кораблей, окутанных черным туманом пыли. Новиков-Прибой, Цусима.

2. перен., обычно чего или какой. То, что мешает ясно видеть, застилает глаза. Временами он как будто позабывался, и какой-то легкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо. Гоголь, Тарас Бульба. Теперь он не видел ничего, глаза застлало туманом. А. Н. Толстой, Буря. || То, что мешает ясно воспринимать, понимать окружающее, затемняет сознание. Религиозный туман. Националистический туман.Даже сквозь туман похмелья он сознавал, что говорит и делает вещи, вовсе не возбуждающие к нему любви. Гаршин, Происшествие. || Выражение грусти, тоски, мрачного настроения (в лице, глазах). Туман печали.Класс наполнился радостным ропотом. Туман с физиономий исчез, по ним пробежала светлая полоса. Помяловский, Очерки бурсы. Он явился только к вечеру — хмурый, взъерошенный, с резкими складками на лбу и с каким-то туманом в голубых глазах. М. Горький, Коновалов.

3. перен.; обычно чего или какой. В некоторых выражениях употребляется для обозначения неясности, неопределенности, непонятности. В тумане будущего. В тумане метафизики.[Мне] нет надобности прибегать к туману общих мест. Чехов, Скучная история. ◊

ТУМА́Н 2 и ТОМА́Н, -а, м. Иранская золотая монета, чеканившаяся с конца 18 в. и до начала 20 в.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD


0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии