Меню Рубрики

Как правильно написать между дверями или между дверьми

Как правильно: «лошадЬми» или «лошадЯми», «дверЬми» или «дверЯми»? Запоминаем легко и быстро

Сначала небольшое лирическое отступление. 🙂

Мы помним, что у имён существительных есть три склонения.

Какое из них будет у слова, определяют по его родовой принадлежности ( мужской, женский или средний род ) и окончанию в начальной форме.

Начальная форма — это именительный падеж (отвечает на вопросы «кто?», «что?») единственного числа.

Это всё я пишу на случай, если забыли, всё-таки школа у многих была давно.

Теперь поговорим о лошадях. 🙂

Лошади, двери и другие звери

Существительные третьего склонения — это слова женского рода, которые заканчиваются мягким согласным и имеют нулевое окончание.

После шипящих в этих словах пишется мягкий знак (в отличие от мужского рода, где он не ставится).

И эти самые существительные иногда заставляют задуматься даже грамотного человека.

  • дочер Ь ми или дочер Я ми?
  • двер Ь ми или двер Я ми?
  • лошад Ь ми или лошад Я ми?

В устойчивых оборотах всё однозначно: там пишется «лечь кост ь ми», «бить плет ь ми «.

При этом вне этих фраз вы должны писать «кост я ми» и «плет я ми».

В учебнике современного русского языка Валгиной, Розенталя и Фоминой указано, что в творительном падеже множественного числа некоторых существительных третьего склонения наряду с окончанием -ЯМИ возможно окончание -ЬМИ.

При этом -ЬМИ, по мнению авторов, характерно для разговорной речи.

А вот другие издания готовы с этим поспорить .

На орфографическом ресурсе Института русского языка им. Виноградова оба окончания считаются нормой, а «Русское словесное ударение» Зарвы приводит такие варианты:

Справочная служба русского языка на вопрос о лошадях разъясняет, что в парах «лошадьми/лошадями», «дверьми/дверями», «дочерьми/дочерями» возможны оба варианта .

Но ЬМИ — более употребительно.

Правда, «звери» сюда не вписываются: предпочтительно писать «звер я ми».

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/berech_rech/kak-pravilno-loshadmi-ili-loshadiami-dvermi-ili-dveriami-zapominaem-legko-i-bystro-5f2fb4243729023908c31092

Поиск ответа

Вопрос № 304157

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как всё-таки правильно говорить: «дверьми» или « дверями »? Заранее огромное Вам спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, пожалуйста: он исчез в дверях/за дверями кухни?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день, в каком случае правильно говорить » дверЯми » , а в каком «дверЬми»

Ответ справочной службы русского языка

В парах дверями – дверьми, лошадями – лошадьми, дочерями – дочерьми возможны оба варианта, причем более употребительно окончание -(ь)ми.

Здравствуйте! Подскажите, как правильно говорить? за ДВЕРЯМИ или за ДВЕРЬМИ? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

что верно: за закрытыми дверьми, или за закрытыми дверями ?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны. Подробнее см. ответ на вопрос № 243242.

Как правильно? С пятью ДВЕРЬМИ, или с пятью ДВЕРЯМИ .

Ответ справочной службы русского языка

как правильно дверьми или дверями ?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как правильно говорить «дверьми» или » дверями «?

Ответ справочной службы русского языка

как правильно написать: «между дверями » или «между дверьми»?
заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, как правильно говорить: дверьми или дверями ?

Ответ справочной службы русского языка

дом был украшен резными (двери).Как правильно написать слово «двери»?

Ответ справочной службы русского языка

здравствуйте!
Пожалуйста, ответьте,
как правильно: » оснащение дверями или дверьми «?

Ответ справочной службы русского языка

ответьте,пжл, как правильно сказать: за дверьми или за дверями ?

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно говорить «за закрытыми дверьми» или «за закрытыми дверями «

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны. Устойчивое выражение: при закрытых дверях — в присутствии только заинтересованных и должностных лиц, без посторонней публики.

Ответ справочной службы русского языка

Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%B8

ГРАМОТА.РУ

Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Madama » 26 июл 2012, 14:32

С полным пониманием того, что вопрос набил оскомину. Однако вот встал в полный рост, теперь уже передо мной.

Привыкла считать, что варианты равноправны.
Среди ответов «Справки» есть, тем не менее, такой:

Сегодня в новостях по ТВ услышал (или услыхал?) фразу «о переговорах за закрытыми дверьми», недавно слышал там же фразу «зайти в клетку со зверьми». Может быть правильнее «дверями» и «зверями»? Хотя есть и выражение «играть с детьми». Прошу пояснить правила употребления таких форм слов и чем они отличаются?
Никас
Ответ справочной службы русского языка

Варианты окончания творительного падежа мн. числа -ами (-ями) / -(ь)ми в древности принадлежали разным типам склонения имен существительных. Однако после унификации склонения существительных во множественном числе для всех слов нормативным стало окончание -ами (-ями). И лишь у нескольких слов в современном русском языке возможно окончание -(ь)ми. У слова дети форма детьми единственно возможная. В парах дверями – дверьми, лошадями – лошадьми, дочерями – дочерьми возможны оба варианта, причем более употребительно окончание -(ь)ми. У слова звери предпочтительным считается форма зверями; вариант зверьми рассматривается как устаревающий. Кроме этого, у слов кость и плеть при нормативных формах костями, плетями формы на -(ь)ми сохраняются в устойчивых сочетаниях лечь костьми, бить плетьми.

У меня ощущение, что выбор формы дверьми-дверями зависит еще и от контекста. К примеру, речь идет о шкафе распределительном телекоммуникационном. Он что, снабжен двумя дверьми? Не дверями? Или это только у меня «дверьми» ассоциируется исключительно с входом-выходом для людей, а никак не со шкафом металлическим? Вариант «дверцами» технари отмели решительно. Мол, изделие солидное, двери у него, а не дверцы. Не буфет, чай. Я готова рассмотреть вопрос о наличии у меня вкусовщины в отношении распределительных шкафов, но хотелось бы знать мнение профессионалов. И любителей. И сочувствующих.

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Хелена » 26 июл 2012, 15:20

Про телекоммуникационный шкаф ничего сказать не могу, но вот из моего любимого учебника Кайдаловой, Калининой:

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Madama » 26 июл 2012, 15:40

Однако это справочник 1983 года. Я совершенно согласна с тем, что «дверьми» — все еще более распространенная литературная норма. Не могу, однако, приложить литературу к шкафу.

Кажется, нужно от узуса отталкиваться. От того, что обычно употребляется в профессиональной среде.

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Хелена » 26 июл 2012, 15:46

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Саид » 26 июл 2012, 15:48

Нацкорпус: дверьми / дверями — 704/965 вхождений соответственно.

Насчёт шкафа не знаю, но автобус, кажется, оснащён двер я ми . Но прищемить кого-нибудь может, скорее, двер ь ми . А хлопать, имхо, удобнее опять же двер я ми . Ну и т. д. Каюсь, субъективщина. 😉

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Madama » 26 июл 2012, 16:34

Хорошо, спасибо. Видно, что-то у меня с ЧЯ.

Во-во. Хотя отчего бы и не похлопать дверьми.

Вот, обсуждалось уже, оказывается. Эмилию цитирую:

Вежливый, я Вам могу рассказать, что окончание -ьми исторически было первым для слов и кость, и дверь, и гость. Со временем окончание -ами/ями (как -ах, -ам) во множественном числе приобрели практически все группы сущ — причем именно в народной среде. В памятниках письменности до 18 века наиболее грамотные люди стремились их избегать. То есть «о столах» еще для 17-начала 18 — просторечное, правильнее — «о столех», «гостьми» правильно, а «гостями» — ужасть.
С 18 века постепенно разговорный язык становится базой для письменного, постепенно формы живого языка вытесняют книжные формы, сохранившиеся со времен 11 века. Процесс был довольно долгим и был кодифицирован в том состоянии, когда бОльшая часть сущ -ями имеет, но для ряда слов — дверь и т.д. — вариативность сохранялась.
Так что в фильме «бровьми» как раз очень верно. Но и сохранение «дверьми» возможно, так как язык имеет и историческую память. Поэтому и говорят, что для ряда форм возможна вариативность.

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Хелена » 26 июл 2012, 17:01

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

sara-olga » 27 июл 2012, 09:42

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Элси Р. » 30 июл 2012, 04:28

группа «Телевизор» и примкнувший к ним Степан Нихто

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Элси Р. » 30 июл 2012, 04:34

группа «Телевизор» и примкнувший к ним Степан Нихто

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

sara-olga » 30 июл 2012, 09:31

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Саид » 30 июл 2012, 11:42

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

sara-olga » 31 июл 2012, 09:28

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Элси Р. » 12 авг 2012, 04:15

группа «Телевизор» и примкнувший к ним Степан Нихто

Источник статьи: http://newforum.gramota.ru/viewtopic.php?p=165613

ГРАМОТА.РУ

Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Madama » 26 июл 2012, 14:32

С полным пониманием того, что вопрос набил оскомину. Однако вот встал в полный рост, теперь уже передо мной.

Привыкла считать, что варианты равноправны.
Среди ответов «Справки» есть, тем не менее, такой:

Сегодня в новостях по ТВ услышал (или услыхал?) фразу «о переговорах за закрытыми дверьми», недавно слышал там же фразу «зайти в клетку со зверьми». Может быть правильнее «дверями» и «зверями»? Хотя есть и выражение «играть с детьми». Прошу пояснить правила употребления таких форм слов и чем они отличаются?
Никас
Ответ справочной службы русского языка

Варианты окончания творительного падежа мн. числа -ами (-ями) / -(ь)ми в древности принадлежали разным типам склонения имен существительных. Однако после унификации склонения существительных во множественном числе для всех слов нормативным стало окончание -ами (-ями). И лишь у нескольких слов в современном русском языке возможно окончание -(ь)ми. У слова дети форма детьми единственно возможная. В парах дверями – дверьми, лошадями – лошадьми, дочерями – дочерьми возможны оба варианта, причем более употребительно окончание -(ь)ми. У слова звери предпочтительным считается форма зверями; вариант зверьми рассматривается как устаревающий. Кроме этого, у слов кость и плеть при нормативных формах костями, плетями формы на -(ь)ми сохраняются в устойчивых сочетаниях лечь костьми, бить плетьми.

У меня ощущение, что выбор формы дверьми-дверями зависит еще и от контекста. К примеру, речь идет о шкафе распределительном телекоммуникационном. Он что, снабжен двумя дверьми? Не дверями? Или это только у меня «дверьми» ассоциируется исключительно с входом-выходом для людей, а никак не со шкафом металлическим? Вариант «дверцами» технари отмели решительно. Мол, изделие солидное, двери у него, а не дверцы. Не буфет, чай. Я готова рассмотреть вопрос о наличии у меня вкусовщины в отношении распределительных шкафов, но хотелось бы знать мнение профессионалов. И любителей. И сочувствующих.

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Хелена » 26 июл 2012, 15:20

Про телекоммуникационный шкаф ничего сказать не могу, но вот из моего любимого учебника Кайдаловой, Калининой:

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Madama » 26 июл 2012, 15:40

Однако это справочник 1983 года. Я совершенно согласна с тем, что «дверьми» — все еще более распространенная литературная норма. Не могу, однако, приложить литературу к шкафу.

Кажется, нужно от узуса отталкиваться. От того, что обычно употребляется в профессиональной среде.

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Хелена » 26 июл 2012, 15:46

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Саид » 26 июл 2012, 15:48

Нацкорпус: дверьми / дверями — 704/965 вхождений соответственно.

Насчёт шкафа не знаю, но автобус, кажется, оснащён двер я ми . Но прищемить кого-нибудь может, скорее, двер ь ми . А хлопать, имхо, удобнее опять же двер я ми . Ну и т. д. Каюсь, субъективщина. 😉

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Madama » 26 июл 2012, 16:34

Хорошо, спасибо. Видно, что-то у меня с ЧЯ.

Во-во. Хотя отчего бы и не похлопать дверьми.

Вот, обсуждалось уже, оказывается. Эмилию цитирую:

Вежливый, я Вам могу рассказать, что окончание -ьми исторически было первым для слов и кость, и дверь, и гость. Со временем окончание -ами/ями (как -ах, -ам) во множественном числе приобрели практически все группы сущ — причем именно в народной среде. В памятниках письменности до 18 века наиболее грамотные люди стремились их избегать. То есть «о столах» еще для 17-начала 18 — просторечное, правильнее — «о столех», «гостьми» правильно, а «гостями» — ужасть.
С 18 века постепенно разговорный язык становится базой для письменного, постепенно формы живого языка вытесняют книжные формы, сохранившиеся со времен 11 века. Процесс был довольно долгим и был кодифицирован в том состоянии, когда бОльшая часть сущ -ями имеет, но для ряда слов — дверь и т.д. — вариативность сохранялась.
Так что в фильме «бровьми» как раз очень верно. Но и сохранение «дверьми» возможно, так как язык имеет и историческую память. Поэтому и говорят, что для ряда форм возможна вариативность.

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Хелена » 26 июл 2012, 17:01

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

sara-olga » 27 июл 2012, 09:42

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Элси Р. » 30 июл 2012, 04:28

группа «Телевизор» и примкнувший к ним Степан Нихто

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Элси Р. » 30 июл 2012, 04:34

группа «Телевизор» и примкнувший к ним Степан Нихто

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

sara-olga » 30 июл 2012, 09:31

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Саид » 30 июл 2012, 11:42

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

sara-olga » 31 июл 2012, 09:28

Re: Дверьми/дверями. Шкафа телекоммуникационного

Элси Р. » 12 авг 2012, 04:15

группа «Телевизор» и примкнувший к ним Степан Нихто

Источник статьи: http://newforum.gramota.ru/viewtopic.php?p=165671


0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии